По располагаемой информации мировой статистики, утрата пилотом пространственной ориентировки становится первопричиной каждой десятой автокатастрофы.
По данной версии, после взлета пилот управлял машиной, утратив ориентиры на земле. Во всяком случае, по мнению участников расследования, только иллюзорное усвоение реальности могло вынудить опытного летчика направить машину в смертельное пике с креном в 55°.
По мнению профессионалов, фразу «закрылки, с**к» Волков произнес не из-за неисправности рулей, а, очевидно, из-за того, что он запоздал с командой и на уборку и «эмоционально укорил сам себя».
Правда, не вполне ясно, почему не вмешался в критическую ситуацию 2-ой пилот Александр Ровенский.
По достоверным располагаемым данным издания, все системы самолета до самого столкновения с водой реагировали на действия экипажа вовремя и штатно.
Газета ссылается на версию участников расследования авиакатастрофы, произошедшей 25 декабря над темным морем. Но в процессе штатного разворота управляющий самолётом пилот Волков отправил судно в пике.
Только на девятой секунда штурман сообщил: «Командир, мы падаем».При всем этом профессионалов изумило, что пилоты даже не среагировали на предупреждение штурмана, так как параметрический самописец Ту-154 не зафиксировал движения штурвалов «на себя». На борту самолета Минобороны находились 85 пассажиров и 8 членов экипажа.
Авиационные специалисты предположили, что на поведении пилотов безумно сказалось то, что вылет производился в ночное время суток. Самолет попадает «как словно в черную дыру» спустя считанные секунды после отрыва от ярко освещенной взлетной полосы в аэропорту в Адлере и пересечения подсвеченной береговой линии. Участники расследования считают, что летчик регулярно изменял положение самолета из-за команд своего вестибулярного аппарата. Так, например, ускорение по курсу либо кратковременное попадание самолета в восходящий воздушный поток создают у пилота полное ощущение задравшегося носа машины, и он переводит ее в режим пикирования. Экипаж уже не мог спасти машину.
Об иллюзорном состоянии пилота свидетельствуют также показатели крена Ту-154 в последние секунды полета.
Противники версии утверждают, что перепады объясняются неисправностью системы регистрации параметров. Чтобы проверить это, к изучению привлекли интернациональных профессионалов. Против данной версии также говорит неисследованная роль 2-го пилота — Александра Ровенского, так как «у двух пилотов сразу иллюзии появиться не могли». Сторонники же теории, по которой Роман Волков потерял ориентацию, сообщают о том, что на споры у летчиков не было времени, а отобрать управление у не менее опытного майора Волкова Ровенский, видимо, не решился.
Ранее «Коммерсантъ» писал, что борт не упал, а вплоть до столкновения с водой был под контролем пилота. В связи с этим в рекомендациях предлагается провести исследования по изучению «механизмов появления и действия соматогравитационных иллюзий» у летчиков.