О том, что Генеральная прокуратура провела проверку работы Минтранса по передаче Росавиации полномочий МАК по сертификации авиатехники, проинформировали источники «Ъ». Полномочия касаются передачи авиатехники.
Генпрокурор Юрий Чайка выяснил, что на протяжении полутора лет после решения руководства Минтранс не принял нормативные акты, которые позволили бы Росавиации исполнять новые обязанности. Генпрокуратура установила, что министерство не заключило международные соглашения и не утвердило полномочия Авиационного регистра при Росавиации. Они не приняли экспортную документацию Росавиации при поставке самолетов.
Также обнаружилось отсутствие законодательства, регулирующего работу компаний техобслуживания самолетов, зарегистрированных за рубежом, однако эксплуатируемых в РФ. По достоверным предварительным сведениям источников «Коммерсанта», производителям довелось получать бумаги в МАК, который уже не имеет полномочий, чтобы не сорвать поставки за рубеж самолетов SSJ 100. В то же время, МАК уже, фактически, потерял свои полномочия в сфере передачи авиатехники. Так, в следующем году комитет выдал ОАК 13 сертификатов на авиатехнику, страшась срыва поставок за рубеж SSJ100 на сумму не менее млрд долларов.
Источники издания утверждают, что о проблеме генеральный прокурор Юрий Чайка оповестил Владимиру Путину и попросил принять меры для ускорения процесса. В Минтрансе, МАК и Росавиации на запросы газеты не ответили, в Генпрокуратуре обговаривать вопрос отказались.
Позже премьер РФ Д. Медведев распорядился перераспределить полномочия МАК между Минтрансом, Минпромторгом и Росавиацией. Новые соглашения с профильными ведомствами других государств вплоть до этого времени не заключены, а статус созданного годом ранее «Авиационного регистра РФ» неясен.
По последним достоверным данным участников рынка, экспортные сертификаты для европейских властей действительно как и прежде выдает Авиарегистр МАК по поручению Минпромторга. В «Гражданских самолетах Сухого» подтвердили, что пока подают заявки на выдачу экспортных сертификатов в Минпромторг.
Источники газеты в Объединенной авиастроительной компании (ОАК) сообщили, что экспорт самолетов в Европу все-таки может быть прекращен, если проблему не решить до середины апреля. Европейское аэрокосмическое агентство уже запросило от Росавиации разъяснения сложившейся ситуации. Впрочем, в проекте распоряжения коллегии Росавиации об результатах ее работы в 2016 г. сообщается, что уже состоялись встречи по задачам сертификации с авиавластями США, Европы, Китая, Бразилии. Весной руководитель Росавиации Александр Нерадько провел рабочую встречу с управлением авиавластей Италии, в процессе которой «был назначен план предстоящей совместной работы». По другому срыв экспортных поставок будет реальностью.