На такой шаг они пошли после вступления в силу в прошлом году «закона о деофшоризации», согласно которому собственники офшоров должны были раскрыть свои активы русским властям и платить с них налоги. Об этом информирует Reuters ссылаясь на ряд предпринимателей, юристов и бывших должностных лиц. В частности и потому, что у власти остается Путин.
Два участника списка 100 богатейших предпринимателей РФ по версии журнала Forbes сообщили агентству на условиях анонимности, что они закончили быть налоговыми резидентами, чтобы не повиноваться закону.
Как информирует агентство Reuters, Потанин, совладелец горнодобывающего гиганта «Норильский никель», проинформировал, что он остается налоговым резидентом Российской Федерации, однако знает, что многие из его коллег отказались от этого, чтобы обойти закон 2014 г. «Их можно ругать, говорить, что они непатриотичные, однако факт остаётся фактом — бюджет что-то потерял», — прокомментировал миллиардер Владимир Потанин.
Прежний чиновник, поддерживавший тесные связи с Кремлем, отметил, что, по его оценке, треть из 500 более удачных предпринимателей Российской Федерации покинули страну на протяжении последних 3-х лет, отчасти из-за нового закона.
Бюро выяснило, что 40 процентов бенефициаров КИКов решили отказаться от статуса русского налогового резидента и еще 9 процентов перевели активы на родственников-нерезидентов.
Печатное издание отмечает, что действия предпринимателей законны, однако многие понимают, что пошли наперекор Российскому Президенту Владимиру Путину, который был инициатором деофшоризации. Также нет публичных данных о размере активов, которыми обладают эти предприниматели. Какая часть из них руководствовалась нежеланием платить налоги в РФ, он не уточнил, но подчеркнул, что велика вероятность, что это доля большая.
Согласно закону о контролируемых иностранных компаниях 2014 года, все русские налогоплательщики обязаны отчитываться о принадлежащих им офшорах. Документ требует от всех русских налогоплательщиков предоставлять ФНС данные о владении долями в иностранных компаниях, ежели они превышают 25%. Хотя нет никаких предположений, что нелегально избегать требований закона, отказавшись от русского резидентства, те, кто так поступил, признают, что подрывают цель закона.
В ответ на запрос Reuters Министерство экономики РФ сказало, что закон о деофшоризации находится в рамках повсеместной практики, а улучшение инвестиционного климата и формирование благоприятной предпринимательской среды являются одним из главных приоритетов руководства. По неофициальным данным, таковых мигрантов — треть из 500 богатейших людей страны.
Некоторые собеседники Reuters сообщили, что кроме общего недоверия к национальным институтам состоятельные жители России также отказываются от налогового резидентства из опасений, что раскрытие их офшорных компаний русским налоговым органам приведет к тому, что данная информация будет применена против них самих. МинФин даже в ответ на депутатский запрос отказалось сообщить, кто эти люди. Вводятся представления «контролируемая зарубежная компания» и «контролирующее лицо».