Схема действия заключается в 100%-ном исполнении.
В 2015 г. возникла новая схема незаконного вывода средств за рубеж, вред от которой уже составил около 16 млрд руб. Однако на этот раз настоящие, выданные судами.
Росфинмониторинг предложил банкам сообщать о появляющихся подозрениях по трансакциям на основании исполнительных документов.
Копия письма финразведки к банкам есть у «Известий».
Способ отмывки денежных средств состоит в том, что некая фиктивная зарубежная компания по предварительной договоренности подает судебную претензию к российской фирмы. При этом у первой якобы появились долги перед 2-ой. Это дает возможность нерезиденту на законных основаниях обратиться в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), которая начинает исполнительное производство. Через третейский суд по фальшивым документам мошенники добиваются решения о погашении долга. Те направляют требования в банки, чтобы перевести задолженность с русского счета на заграничный. Финучреждения не вправе не выполнять такие предписания, так как исполнительные листы подаются от имени Федеральной службы судебных приставов. Действующее законодательство не препятствует преступникам использовать исполнительные листы для собственных целей.
По исполнительному листу от судебных приставов банки выполняют платеж и деньги уезжают за рубеж.
На текущий момент Банк Российской Федерации, Росфинмониторинг, Верховный суд и сотрудники банковских объединений ищут методы борьбы с похожими схемами. «Действующий закон об „отмывании“ также не предусматривает права отказа в исполнении судебных решений». А решения об отказе в проведении операций и расторжении контракта на обслуживание те могут принимать самостоятельно на основе анализа клиентов и их операций.
Росфинмониторинг рассчитывает хотя бы получать от банков сведения о схожих сделках, чтобы признавать их фиктивными и привлекать их участников к уголовной ответственности за мошенничество.
Банки по закону могут проверять на подлинность исполнительные листы. Однако так как в данной схеме используются настоящие документы, все, что они на текущий момент в состоянии сделать, это перекрыть переводы на семь дней и за это время привлечь правоохранительные органы к изучению ситуации.