Государственная нефтегазовая компания Польши PGNiG считает, что Еврокомиссия должна оштрафовать русский холдинг «Газпром» за монополизм и привести европейский энергетический рынок в конкурентное состояние.
Кроме штрафа, он предложил наложить на «Газпром» дополнительные обязательства.
«Нарушения „Газпрома“ носят долгосрочный и серьезный характер», — подчеркнул Возняк. Они же «привели к значительному вреду на рынке газа Центральной Европы». «Это касается как конкуренции на рынке газа, так и финансовых потерь потребителей», — указал Возняк.
5 декабря Хозяйственный суд украинской столицы принял решение о принудительном взыскании с российской фирмы «Газпром» практически 172 млрд грн.
В то же время PGNiG желает, чтобы европейская комиссия принудила Газпром пересмотреть цены в продолжительных контрактах, чтобы они опирались на реалии рынка.
До этого «Газпром» предложил Еврокомиссии следующие решения: не требовать от Болгарии компенсации за отказ от возведения «Южного потока», привязку цены на газ для Болгарии, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии к бенчмаркам, а еще предоставить им возможность запуска процесса пересмотра цен, ежели они будут отличаться от бенчмарка.
PGNiG такоє предлагает, чтобы «Газпром», беря во внимание собственный потенциал допускался к аукционам по применению возможностей европейских газопроводов на срок не не менее 5-ти лет.
Антимонопольное дело в отношении «Газпрома» возбудили еще в 2012 г.
По его словам, также предлагается, чтобы в контрактах была предусмотрена возможность арбитража, чтобы и «Газпром», и клиенты газа могли решать споры в судах.
В частности, специалисты PGNiG считают, что русская компания должна поменять процедуру «бери либо плати», уменьшить в продолжительных соглашениях максимальный уровень обязательного получения газа для клиентов из Центральной и Восточной Европы.
С самого начала мая Литва выразила свое негодование предложениями «Газпрома», заявив, что их реализация не обеспечит справедливых цен.
«Или штраф, или новые обязательства», — сообщила Вестагер.Еврокомиссию просят сделать конкретные условия по которым должен работать Газпром со странами Европы. «Брюссель в настоящее время пробует демонстрировать свою беспристрастность и формализм», — объясняет политолог.
Это общая риторика, однако она распространяется и на сферу энергетики.