Такие выводы сделали в Счетной палате по последней информации Росстата и ФНС после соответствующей проверки. То, что программа охватывает незначительный процент предпринимателей, в министерстве главным образом пояснили ограниченностью ресурсов (финансирование программы урезали с 17,5 млрд руб. в 2015-м до 10,7 млрд в прошлом году).
«Ни один из органов национальной власти не проводит комплексную и объективную оценку состояния малого и среднего предпринимательства РФ, воздействие предоставленных льгот и преференций субъектам МСП, результативности применения бюджетных средств, направленных на поддержку малых и средних хозяйствующих субъектов, а кроме этого надобности их выделения на указанные цели в следующие отчетные периоды», — резюмируют в Счетной палате.
При этом, по сведениям сплошного статистического наблюдения Росстата, в 2010 г в государстве насчитывалось 4,6 миллиона малых и средних учреждений, на которых было создано 19 миллионов рабочих мест. Так как в 2014 г. такую поддержку оказали только 1% предпринимателей (в 2015 году этот показатель достигал 4%). На фоне данного последние годы прослеживается рост неформальной занятости, констатировал Агапцов. У них официально трудятся 15,8 млн человек.
За год количество средних и малых компаний поднялось на 28% - с 4,6 миллиона до 5,8 миллиона. «В то же время явно, что эффективность реализуемых мер недостаточна, отсутствует системный результат, пока не удается диверсифицировать экономику», — констатируют аудиторы.
Госаудиторы обнаружили признаки вероятных коррупционных проявлений при предоставлении помощи. Так, в Калужской области финансовую помощь получили 4 организации, у которых был один соучредитель. В Брянской области из 60 юрлиц, получивших поддержку, 22 организации были зарегистрированы непосредственно перед получением помощи. Слабая справочная поддержка выражается в неэффективности интернет-ресурсов, созданных властями на разных уровнях.
В Минэкономики с выводами ведомства Татьяны Голиковой не согласились, заявив «Ъ», что указанные СП замечания «требуют дополнительных пояснений и анализа подходов». «Прямая финансовая поддержка на данный момент не приоритет, банковское кредитование становится доступнее, новые продукты финансовой поддержки развиваются. Средства получают именно те, кому это действительно нужно и кто больше не может пользоваться иными мерами финансовой поддержки». По части опасений в коррупции в министерстве подчеркнули, что за распределение средств поддержки отвечают регионы и что «каждый случай требует серьезной проверки». Впрочем, для поднятия прозрачности помощи в Минэкономики планируют сделать единый список получателей господдержки.