Президент Турции обозначил, что референдум «поставил точку» во всех дебатах по поводу изменения конституции и перехода к президентской форме правления.
Президент Турции Тайип Эрдоган объявил международным наблюдателям за выборами «знать свое место» в начале рабочей недели, 17 апреля, после того, как они раскритиковали референдум, предоставившие Эрдогану новые полномочия. Ликвидируется пост премьера. Президент получает расширенные полномочия, в том числе назначать высших должностных лиц (включая министров и одного либо нескольких вице-президентов), готовить проект государственного бюджета, вводить некоторые законы своим декретом, избирать высших судей, распускать парламент и самостоятельно вводить чрезвычайное положение.
Данные о предварительных результатах референдума в Турции после обработки 100% всех документов указывают на победу инициативы перехода на президентскую систему управления. Согласно предварительным результатам, за поправки проголосовали 51,4 процента.
Напомним, ряд конституционных изменений получил согласие турецкого парламента и подпись руководителя государства Реджепа Эрдогана.
Алиев поздравил Эрдогана с «успешным проведением референдума по внесению изменений в Конституцию Турецкой Республики».
В Швейцарии, Швеции, Великобритании, где живут относительно большие турецкие меньшинства, «да» расширению президентских полномочий сообщили 62,53 и 80% соответственно. Так как он сам их назначает, но не парламент, Эрдоган будет выбирать самых близких и преданных людей, что опять же будет содействовать концентрации власти в его руках.
Начальник украинского Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос в комментарии изданию «ГОРДОН» обозначил, что теперь Эрдоган де-юре получил те полномочия, которые имел де-факто, а на отношениях Турции и Украины изменения не отразятся.
«Референдум по изменению системы государственного управления — очень серьезное событие для Турции». Последний раз она применялась в 1984. Можно было бы сравнить конституцию Турции после принятия поправок с нашей Конституцией, принятой в 1993 в обстановке, мягко говоря, далекой от демократии, когда в многоэтажном здании парламента Российской Федерации в самом прямом смысле еще не на все 100% смыли копоть от пожаров и заделали пробоины от пуль.
«Итоги референдума в Турции не будут содействовать развитию демократии как в данной стране, так и в Азербайджане», — выделила Гаджибейли.
Что касается внутренней политики, результаты референдума показали, что в общем около половины населения противостоит избранному Эрдогану курсу.
Правда, победа Эрдогана не бесспорная.
В Нидерландах за усиление президентской ветви власти проголосовал 71% избирателей.
«Турция — это дружественная и братская страна для Азербайджана». Хотя они и без этого имеют довольно слабые позиции в Турции, не исключено, что на первых порах и с ними реален стратегический союз.
На референдуме могли проголосовать не менее 55 млн. жителей в самой Турции и многомилионная турецкая диаспора за ее пределами. «И это будет еще больше препятствовать приобщению Азербайджана к общечеловеческим, западным ценностям», — полагает Джафарли. Членом данного совета является и Турция. Турция — самый крупный торговый партнер Азербайджана.
Но председатель партии «Мусават» Ариф Гаджилы не ждет серьезных изменений во внутренней и внешней политике Турции. Считаю, что эти отношения и впредь будут развиваться в таком же русле.
Сейчас резидент сможет распускать парламент, и фактически не будет зависеть от того, насколько депутаты одобряют его решения. Невзирая на имеющееся ограничение в два срока президентских полномочий, теоретически, в случае досрочных выборов, может пойти и на третий срок. О праве мешаться в работу судебной системы Эрдоган попросил из-за якобы воздействия на нее оппозиционного исламского проводника Фетхуллахи Гюлена, которого турецкий президент винит в попытке вооруженного перелома летом 2016-го. В такой ситуации там нереально, установление авторитарного режима.
Появляется большое количество вопросов, которые президент впрочем не обязан предварительно согласовывать с парламентом.
Еще за месяц до апрельского референдума Эрдоган утверждал, что после утверждения изменений в конституцию он рассчитывает вернуть смертную казнь. Однако этот процесс не затянется надолго.