Референдум в Турции не соответствовал стандартам Совета Европы, а у сторон не было равных возможностей повлиять на избирателей, сообщается в заявлении миссии наблюдателей Бюро по демократичным институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в европейских странах (БДИПЧ ОБСЕ), распространенном в начале рабочей недели.
Мониторинг миссии по наблюдению за выборами Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ продемонстрировал, что сторонники и противники реформы турецкой конституции не имели равных возможностей для проведения агитационных кампаний.
Наблюдатели подчеркнули ряд нарушений, допущенных в процессе референдума, в том числе перекос кампании по предварительному голосованию в пользу конституционной реформы, запугивание оппозиционных активистов и тот факт, что сам вопрос референдума не был указан в бюллетенях.
В то время как технические нюансы референдума были организованы превосходно, избиратели не получали беспристрастной информации об основных аспектах реформы, негативный эффект оказало также ограничение основных свобод, говорится в оповещении профессионалов организации.
При этом, по мнению наблюдателей, сам день голосования был подготовлен хорошо.
«Организациям гражданского общества и профессиональным ассоциациям не разрешается проводить предвыборные мероприятия», — указывают специалисты.
Говоря о предмете голосования, наблюдатели утверждают, что «18 предложенных поправок, затрагивающих 72 статьи Конституции», вынесены на голосование, как один вопрос.
Гювен проинформировал, что непроштампованные бюллетени были подготовлены избирательной комиссией и были признаны действительными. По мнению БДИПЧ, такое пакетное голосования «противоречит международной практике для референдумов».
Также он подчеркнул, что Турция является полноправным членом Совета Европы, поэтому организация сумеет предоставить ей нужную помощь при внесении поправок в законодательство.
Право на объявление режима чрезвычайного положения получит президент, говорить решение руководителя государства по режиму ЧП будет парламент.
По последним данным, переход от парламентской к президентской системы правления в Турции поддержали 51% избирателей, против высказались около 49%. В интервью НСН он предположил, сейчас президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану предстоит решить множество внутренних сложностей в государстве, в том числе и курдскую.
Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В преддверии референдума проходили масштабные акции — как в поддержку предлагаемых изменений, так и против них. Пост премьера упраздняется, а президент получит право назначать вице-президента, министров, часть членов Коллегии судей и прокуроров.