Председатель ЦБ отметила, что регулятор часто обвиняют во воздействии на курс рубля. «Либо умышленно провоцируем carry trade». Долгосрочное же влияние на курс рубля обеспечивают фундаментальные факторы, например, предрасположенность населения к сбережению.
Объясняя обвинения в стимуляции carry-trade, Набиуллина выделила, что разница в процентных ставках — это всего одно из условий, благоприятствующих данным спекуляциям, а другим немаловажным условием является приемлемая волатильность государственной валюты, которая в случае с рублем довольно не высокая.
Руководитель ЦБ также отметила, что не считает символическим недавнее снижение основной ставки на скромные 0,25 п.п. «Без этого в условиях плавающего курса — никуда», — сообщила она.
«Нам особенно важно освободиться от идеи фикс — все время размышлять о курсе [рубля]".
Глава регулятора признала, что жить с сомненьем к плавающему курсу придется еще долго. Безусловно, нужно перестраивать собственный тип планирования.
Набиуллина выделила, что в настоящее время денежный рынок живет в условиях плавающего курса, он научился управлять собственной ликвидностью. То же самое предстоит делать экономике, в том числе развивать инструменты хеджирования валютных рисков.
Объясняя обвинение Банка РФ в манипуляции курсом рубля, Набиуллина увидела, что после перехода к плавающему курсу регулярно слышатся обвинения, то в занижении курса рубля в пользу высоких бюджетных доходов, то в завышении для большей социальной стабильности.
«Мы ни когда с середины 2015-ого в валютный рынок не вмешались». У нас реально нет потребности управлять курсом, чтобы снижать инфляцию. Мы процентной ставкой при любом курсе можем снижать инфляцию. Руководитель ЦБ РФ выделила, что с осторожностью и даже скептически относится к попыткам использовать укрепление государственной валюты для уменьшения инфляции, так как эффект от такой меры может быть только временным. «В этом-то и смысл новейшей политики, где основная ставка играет главную роль, если хотите», — проинформировала Набиуллина.