Основная проблема состоит в том, что мы не осознаем и в процессе обсуждений мы так и не выявили, кто является заказчиком, потребителем такого аудита, кто заинтересован в качественном итоге такого аудита. Министру финансов останется контроль за аудиторами, оказывающими услуги необязательного аудита. «Принципиально важно было отыскать решение, по которому мы бы смогли отчетливо понимать, кто является интересантом, кто является потребителем, кто является заказчиком высококачественного аудита того либо другого субъекта».
По утверждению Елены Курицыной, по широкому кругу компаний, подлежат обязательному аудиту, одним из более мотивированных клиентов является Центральный Банк. Это кредитные организации, страховые организации, НПФ, публичные общества, общества, бумаги которых торгуются на бирже.
«Тем самым получить лицензию на работу», — пояснила Курицына, подчеркнув, что ЦБ не может обеспечить надлежащее качество работы таковых аудиторских компаний.По закону «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат акционерные общества, фирмы, торгующиеся на бирже, все финансовые организации, подконтрольные ЦБ (банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды и пр.), компании с годовой выручкой от 400 млн руб. либо активами от 60 млн руб., гос- и квазигосструктуры.
2-ое направление — повышение требований к входному билету для аудиторов.
Сегодня внешний контроль качества работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов выполняют саморегулируемые организации (СРО). Однако эти аудиторы могут работать в нескольких аудиторских организациях. «Это приводит к тому, что аудиторы числятся в 15-20 компаниях, что дает возможность всем им получить собственный статус», — объяснила Курицына. И не просто числятся. Все эти компании, используя аттестаты именно этих аудиторов, получают возможность быть зарегистрированными в качестве аудиторских организаций и тем самым получить собственный статус. В частности, регулятор считает целесообразным ограничить число компаний, в которых аудитор сумеет подписывать аудиторские заключения в качестве руководителя задания, одной организацией.
К таким организациям регулятор желает подойти максимально серьезно. В настоящее время, чтобы проводить аудит банковской отчетности, необходимо быть просто аудиторской организацией — не особым аудитором — и иметь в штате аудитора с так называемым единым аттестатом. — Мы хотим поменять эти условия. «У аудиторской организации должно быть как минимум 12 аудиторов с соответствующими квалификационными аттестатами и по меньшей мере 3 аудиторов, которые соответствовали бы условиям, предъявляемым, в соответствии с нашими предложениями, начальники аудиторского задания».
К руководителям аудиторских проверок будут предъявляться дополнительные требования: в частности, партнер должен не иметь судимости, иметь как минимум 5 лет опыта работы с поднадзорными ЦБ компаниями, а еще работать в аудиторской компании по основному месту работы. Не должно быть фактов принятия аудиторского заключения заведомо ложным и т. д. «Те же самые факторы связаны с деловой репутацией аудиторской компании». На протяжении последних 3 лет она не обязана иметь случаев выражения мнения о правдоподобности финансовой отчетности, которая впоследствии была признана недостоверной.
Дополнительные требования предлагается предъявлять и к руководителям аудиторских проверок, которых в аудиторских организациях должно быть как минимум 3-х. Такой человек должен работать в одной аудиторской организации, там, где лежит его трудовая книжка. Дальше - обычные требования о несудимости. «Мы бы хотели, чтобы у него было по меньшей мере 5 лет опыта работы с поднадзорными Банку РФ организациями и общественно значимыми хозяйствующими субъектами, — уточнила Елена Курицына. — Также им предстоит регулярно проходить повышение квалификации». Кроме того, у управляющих аудиторских проверок не должно быть фактов несоблюдения требований о независимости аудитора при проведении аудиторской проверки.
«Обсуждались различные идеи», — поведала уполномоченный ЦБ. Может быть, какие-то иные критерии. А дальше уже пусть сам банк либо сама публичная компания удостоверяется в том, что ее аудитор соответствует всем этим критериям. «И цена либеральности и свободы — уверенность Банка Российской Федерации в данном аудите и уверенность компании в том, что они выбирают правильного аудитора».
Поэтому ЦБ принял решение пойти по пути реестра, который желает вести сам.
ЦБ считает, что количественные требования для СРО должны быть относительными, например привязанными не к числу аудиторов — членов СРО, а к доле услуг, которые члены СРО совместно оказывают на рынке.
ЦБ подготовил предложения для доработки законодательного проекта об аудиторской деятельности в рамках передачи ему полномочий по надзору за значительной частью данного рынка, на текущий момент подконтрольной министру финансов и Федеральному казначейству.