В тексте компании предлагают свои новые продукты, а еще настоятельно требуют погасить задолженность.
По утверждению представителя регулятора в том случае, если в действиях МФО удается выявить нарушения положений антиколлекторского закона, соответствующие документы направляются в Федеральную службу судебных приставов. Формально закон не запрещает ночное общение с должником в виде рекламы.
С 1 января 2017 г. микрофинансовые организации не вправе действовать с заемщиком с целью взыскания просроченной задолженности с 22:00 до 8:00 по будням и с 20:00 до 9:00 в выходные и праздничные дни. За нарушение данного положения предусмотрен штраф до 200 тыс. руб.
О новом методе взаимодействия с заемщиками — требование погашения долга в виде рекламы новых продуктов — на рынке знают. «И данная тенденция набирает обороты». На получение таковых рассылок клиент обычно дает соглашение при получении займа, поэтому формально МФО не нарушает закон.
Такая реклама формально законом не запрещена, пишет morning-news.ru.
По располагаемым сведениям газеты «Коммерсант», жалобы на коллекторов поступают в ЦБ. «Если в сообщениях либо звонках о новоиспеченной услуге одновременно упоминается возврат старого долга, то клиент может посчитать взаимодействие направленным на взыскание задолженности и подать жалобу в ЦБ», — указывает господин Драч. «Обычно МФО делают SMS-рассылки через специальный сервис у операторов связи», — повествует гендиректор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов.
Участники рынка говорят, что поздние СМС связаны с нагрузкой сотовых сетей, а потому просто задерживаются.
«Но это одиночные случаи», — отмечает Александр Арифов.Но в пресс-центре одного из провайдеров сообщили, что готовы по требованию суда, предоставить всю информацию о времени отправки и доставки сообщений.
Управляющий партнер АБ «Дмитрий Матвеев и партнеры» Дмитрий Матвеев выразил уверенность, что суд сумеет определить, носят ли ночные сообщения МФО рекламный характер либо содержат информацию о взыскании задолженности. Впрочем, судя по подходу ЦБ, такая практика просуществует недолго, убеждены специалисты.
Тем не менее, микрофинансисты сообщили, что из-за репутационных рисков большие игроки рынка врядли будут «увлекаться» похожими вещами.