Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и министр транспорта Максим Соколов поспорили о принципах концессионных договоров на коллегии Минэкономразвития.
1-ый вице-премьер Игорь Шувалов по результатам коллегии Минэкономразвития по государственно-частному партнерству поручил подготовить законодательные поправки о разграничении концессий и госзакупок.
Объясняя решение ФАС, адресованное на ограничение практики стопроцентного возврата вложений денег за счет бюджета в рамках проекта возведения дороги Стерлитамак — Магнитогорск в Башкирии, министр транспорта РФ Максим Соколовподчеркнул, что определяющим фактором в концессиях является не размер расходов, а разделение рисков концедента и концессионера, что прописано в законодательстве. Расход бюджетных средств республики в ближайшие 15 лет составил более бы в таком случае около 22 млрд. руб., докладывала служба. По такой схеме, в частности, идет строительство участков Центральной кольцевой автодороги. При всем этом он указал на то, что ФАС не является противником ГЧП, но закон не предусматривает 100% возмещения затрат. Директор ведомства Игорь Артемьев пояснил, что концессии, в которых концессионер не несет инвестиционной нагрузки, однако при всем этом получает компенсации из бюджета, являются нелегальными.
«Где арендная плата и все остальное?», — сообщил Артемьев.
«Самое главное, что мы, наверное, должны в ближайшем будущем сделать — это провести очень ясную и четкую черту, чтобы никого не вводить в заблуждение, — между госзакупками и концессиями», — добавил он. По его словам, поэтому следует разграничивать госзакупки и концессии.
Артемьев подчеркнул, что ФАС является сторонником концессии, однако в ситуации со 100% финансированием проектов из бюджета говорить о концессии не приходится: «это больше похоже на имитацию концессии», заметил он.
В свою очередь заместитель министра финансового развития Станислав Воскресенский подчеркнул, что министерство вместе с ФАС оперативно сформируют рабочую группу для рассмотрения норм, по которым можно будет провести границу между госзакупками и концессиями. При этом, по утверждению Воскресенского, концессия от госзакупок отличается уровнем риска, которые в концессиях значительно выше.
Соколов, в свою очередь, не согласился с Артемьевым и объявил, что концессионное соглашение соответствует законодательству. «Сейчас уже нужны не менее жесткие поправки, чтобы ни у консультантов, ни у финансовых институтов не возникало юридических рисков, что проекты могут быть переквалифицированы», — проинформировал Соколов на просьбу первого заместителя председателя руководства РФ Игоря Шувалова прокомментировать замечания руководителя ФАС Игоря Артемьева.