А в «Сбербанке», на который поступает большинство жалоб, «Коммерсанту» сообщили, что отказаться от автоматизации не могут — по другому придется нанимать «неадекватное количество специалистов».
Рвение банков автоматизировать методы выявления подозрительных операций клиентов привело к массовым блокировкам счетов за «нарушение антиотмывочного законодательства».
В Росфинмониторинге каналу НТВ подтвердили рост схожих жалоб, однако подчеркнули, что решение таковых трудностей не относится к функции ведомства. При всем этом в банках им сообщили о применении закона о сопротивлении легализации противозаконных доходов.
Участники рынка предупреждают, что в перспективе с проблемой блокировки счетов могут столкнутся и клиенты остальных финучреждений.
Основные жалобы клиентов таковы: блокировка банковских карт при внесении либо снятии больших сумм денежных средств, либо при значительных переводах, поступившим на счет клиента или совершенным им. При всем этом около 80% из них приходятся на долю Сбербанка. Пострадавших просят предоставить документы, подтверждающие источник поступления денег. Обычно срок рассмотрения объяснений занимает от 2-х до 5-ти рабочих дней.
Тот факт, что большинство жалоб касается Сбербанка, отчасти объясняется его лидерством на рынке, однако свою роль сыграла также автоматизация процессов в банке. При всем этом объявление рассматривается в пределах недели, после чего банк может отказать в совершении операции. В таком случае клиенту придется обращаться в Росфинмониторинг и Центробанк. «Централизация и автоматизация процессов в разы снизила расходы на проверку трансакций, проходящих через банк».
Опрошенные газеты специалисты считают, что рост жалоб связан с внедрением автоматизированной системы проверки операций.
Происходит проверка так: специальная программа-робот отсортировывает операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их. По утверждению Тимошкина, это дает возможность в разы увеличить качество комплаенс, однако в результате приводит и к значительному росту фактов блокировки счетов и карт добросовестным клиентам, чьи транзакции робот счел подозрительными по формальным признакам.
В пресс-центре ЦБ в свою очередь проинформировали: «Противолегализационным законодательством кредитным организациям предоставлено право отказывать в заключении контракта банковского счета с клиентом, отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, а кроме этого право расторгнуть договор банковского счета с клиентом».