Первопричиной катастрофы Ту-154 Минобороны, рухнувшего в Черное море 25 декабря 2016 г после взлета из аэропорта Адлера, могла стать утрата пилотом ориентировки в пространстве, которая произошла из-за «иллюзорного восприятия действительности».
Все без исключения системы Ту-154, как сказал один из источников, до самого столкновения с водой реагировали на управляющие действия экипажа вовремя и штатно.
Отмечается, что почти до самого столкновения с водой все системы Ту-154 работали без сбоев, правда сам пилот авиасудна Роман Волков через минуту после отрыва от взлетной полосы неожиданно отправил Ту-154 в пике, вместо того чтобы продолжать набор высоты. Самолет, по располагаемым сведениям самописцев, на протяжении 8-ми секунд стремительно снижался, а еще заложил крутой вираж влево. Как отмечает morning-news.ru, перед ударом о воду крылья Ту-154 размещались под углом 55 градусов к горизонту.
Столь неимоверное поведение управляющего летчика, по мнению участников расследования, может объясняться специфичностью ночного вылета из Адлера. Через несколько секунд после отрыва от превосходно освещенной в Адлер и пересечения также подсвеченной береговой линии «сразу попадаешь будто бы в черную дыру», объясняет авиаэксперт. Но правильно оценить положение самолета в пространстве пилот в таком состоянии не может. Отмечается, что утрата ориентировки в пространстве является предпосылкой каждой десятой катастрофы.
«О том, что пилот, который управлял Ту-154, находился в иллюзорном состоянии, свидетельствуют графики крена и тангажа лайнера в последние секунды полета». Его график оказался «дрожащим», другими словами летчик регулярно корректировал штурвалом положение самолета в пространстве, опираясь на собственные чувства.
Большинство участников расследования расценили это как свидетельство иллюзии, но некоторые военные специалисты пояснили перепады неисправностью системы регистрации параметров. Чтобы проверить это, к изучению привлекли интернациональных знатоков.
Данное состояние у пилота могло быть вызвано его «иллюзорным восприятием действительности».
В самом совете, впрочем, посоветовали «Ъ» не связывать отчет с изучением катастрофы Ту-154, пояснив, что рекомендации носят скорее общий характер и не привязаны к определенным событиям. В качестве одной из версий крушения рассматривается утрата пилотом ориентиров на земле после взлета.