По достоверным предварительным сведениям международной правозащитной группы «Агора», за 2016 год в Российской Федерации было зафиксировано 116 103 факта ограничения свободы интернета.
Еще к троим гражданам применили меры медицинского характера.
В основной массе из них идет речь о блокировке либо запрете информации, но защитники прав человека включили в доклад случаи уголовного преследования, угроз и исков.«Обычных конструкторов и охранников на асфальтобетонном заводе судят за слова о положении на украинском и сирийском фронтах, за интернет-переписку с противником и за критику русских силовиков», — говорится в докладе «Свобода интернета 2016: на военном положении».
АГОРА насчитала 35019 случаев ограничения доступа к информации в глобальной сети в сравнении с 1721 таким случаем в нынешнем году. В 2015-ом было зафиксировано чуть не менее 15 тыс. случаев, связанных с ограничением свободы интернета.
И, тем не менее, факт остается фактом, внутри страны граждане поэтапно оказались в тылу воюющего в киберпространстве государства, в котором действует фактически военное положение с сильной цензурой и жесткой реакцией на любое разногласие, когда самая безобидная критика начальства либо попытка оспорить действия руководства рассматриваются как вооруженное нападение.
Юзеры интернета все чаще жалуются на насилие либо угрозы в собственный адрес после размещения какой-нибудь записи. При этом, пишут авторы отчета, в РФ в 4 раза возросло количество кибер-атак (122 против 30 в 2015), в 3 раза стало больше судебного запрета информации (24000 против 7300 в прошлом году) и практически вдвое фактов насилия в отношении пользователей сети либо угроз его использования (50 против 28 в 2015). Общая длительность назначенного наказания по 29 уголовным делам составила 59 лет. За последние 5 лет русская политика в отношении интернета «характеризовалась, по сути дела, словами „атака“, „кампания“, „враги“, превратившись фактически в военную кампанию против свободного Рунета», отмечается в докладе. В таких условиях интернет стал восприниматься российскими властями театром военных действий как внутри, так и снаружи.