Следователи регионального СКР завершили доследственную проверку в отношении МУП «Иркутскавтотранс», начатую по фактам сообщений в некоторых СМИ о якобы мошеннических действиях руководства учреждения при закупке нескольких автобусов у администрации Ангарска. Pr-служба мэрии Иркутска 20 сентября прошлого года передала, что для муниципальных учреждений Иркутска поступила новая автотехника — 12 автобусов: 10 МАЗов и два ЛИАЗа. «Проверка показала, что договор финансовой аренды 2-х автобусов марки ЛиАЗ был заключен летом 2016-ого между МУП Иркутскавтотранс» и ООО «ТрансЛизингКом». В соответствии с контрактом, приемка автобусов должна быть осуществлена на протяжении 60 дней с даты подписания договора. Репортеры и ряд наблюдателей посчитали, что стоимость ЛиАЗов, которые «Иркутскавтотранс» приобрел у МУП «Ангарский трамвай» в лизинг через «ТрансЛизингКом», явно завышена. В пресс-центре администрации Иркутска подтвердили, что автобусы были куплены у Ангарска. В процессе проверки выяснилось, что за владение и использование автобусами Иркутск в целом отдает не менее 9 млн рублей, из которых стоимость одного автобуса составляет 3 208 000 рублей, 2-го - 3 224 000 рублей, плюс проценты по лизингу.
Следственные органы при проверке узнали, что, согласно контракту, удорожание в год предметов лизинга составляет 12,78%, ежемесячный платеж обходится «Автотрансу» в 229 тыс. руб.
При всем этом «общий размер ежемесячного платежа по двум автобусам, согласно указанному контракту финансовой аренды, составляет 229 тыс. 195 руб.». Общественники обратились в прокуратуру с просьбой проверить законность продажи автобусов. Кроме того, анализ рынка бывших в употреблении автобусов марки ЛИАЗ прошлого года выпуска, продемонстрировал, что такие автобусы на рынке представлены в единичных экземплярах, средняя рыночная стоимость их составляет 3,5 — 4 млн рублей, стоимость нового автобуса — около 6,5 млн рублей. Анализ среднелизинговых процентных ставок по контрактам лизинга с подобными условиями продемонстрировал, что этот процент не превышает среднерыночных характеристик по Российской Федерации. Притом автобусы транспортное предприятие купило не новые, а подержанные — у администрации Ангарска. Это вызвало широкое рассмотрение в СМИ и социальных сетях.