МИД Польши рассекретил документ 2008 г., который предлагает переход к пророссийскому курсу внешней политики. Примечательно, что приблизительно это и можно наблюдать в этот час, хотя документ был подписан еще в 2008-ом году главой департамента восточной политики МИД Польши Ярославом Браткевичем.
В семистраничном документе сообщается, что Департамент восточной политики советует «проведение во внешнеполитическом ведомстве закрытой дискуссии на тему политики Польши в отношении Российской Федерации и Украины с выработкой определенных мероприятий в данной сфере».
По мнению нынешнего руководителя ведомства Витольда Вашчиковского, авторы документа предлагают «фальшивые оценки». В рамках данного канона РФ принято воспринимать как бессрочного врага, а сотрудничество с ней — как игру с нулевой суммой.
Польша после кризиса в государстве Украина, начавшегося в предыдущем году, проводит последовательную антироссийскую политику, являясь одним из самых жестких критиков столицы из стран европейского союза. Авторы документа считают, что, хотя РФ хочет вернуть «статус великой державы», однако «далека от прошлых имперских амбиций». Здешние масс-медиа уточняют, что доступ к этому секретному материалу был всего у четырёх человек, в том числе и у Радослава Сикорского, занимавшего в тот период времени пост министра иностранных дел. Документ был рассекречен в середине осени 2015-ого, отмечает агентство.
В документе отмечается, что из-за неуглубленных анализов и оценок появился определенный канон восприятия РФ как «вечного врага Польши».
Москва — важный союзник для стран Запада, в особенности для Западной Европы в деле борьбы с исламистским радикализмом и терроризмом.
В отношении государства Украины в документе сообщается, что Варшава «поддалась тактике украинских элит». Подход к Украине предлагается заменить «прагматическим и когда нужно — дружественно критическим». «Следует всерьез относиться к тому, что в длительной перспективе Украина может не получить членства в ЕС», — отмечается в тексте. «Авторы не имели иллюзий по поводу триумфа, однако приняли решение, что пророссийский курс будет своеобразным инструментом, трюком по отношению к Западу, так они хотели улучшить репутацию на Западе».