По мнению ЕСПЧ, этот вред должен быть компенсирован согласно статье 41 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но в Минюсте считают, что данное решение Европейского суда противоречит нормам Конституции РФ.
«Россия вправе отступить от наложенных на нее обязанностей, если это единственный способ не нарушить Конституцию России», — объявил руководитель КС Валерий Зорькин.
Конституционный суд РФ признал неправомерность решения ЕСПЧ по делу ЮКОСа.
РФ сразу высказала категорическое разногласие с этим решением третейского суда в Гааге.
Публичные слушания по этому делу ЕСПЧ провел в начале весны 2010-ого года. Тогда полномочные уполномоченные власти в КС позицию Минюста поддержали.
Против его удовлетворения были правозащитники — Совет по правам человека. Его мнение разделил привлеченный в качестве независимого профессионала глава судебной практикиИнститута права ипубличной политики Григорий Вайпан.
Распоряжение о выплате еще в течении прошлого года принял ЕСПЧ.
ЕСПЧ в предыдущем году обязал РФ выплатить бывшим совладельцам ЮКОСа эту сумму за нарушение их прав на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.
Арбитражный суд столицы в 2004—2005 годах взыскал с ЮКОСа в целом не менее 300 млрд руб. задолженности по уплате налогов за 2000-2004 годы, а летом 2006 года нефтяная компания была признана банкротом. В частности, в документе отмечается, что по «делу „ЮКОСа“» размер присужденной к выплате компенсации имеет экстраординарный характер и, по сути, ее можно рассмотреть в качестве имущественной санкции, посягающей на государственный суверенитет. Все без исключения сотрудники органов национальной власти высказались против осуществления решения ЕСПЧ. Оно подало в КС запрос о возможности неисполнения решения Страсбургского суда. Министерство утверждало, что оно основано на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, которые в истолковании ЕСПЧ приводят к их расхождению с Конституцией РФ.