По утверждению источников, «Газпром экспорт» уже подготовил документы для иска и, вероятно, подаст их в арбитраж Стокгольма. Первопричиной спора стала цена газа на 2017 г, которую Газпром считает заниженной. В самой монополии этот вопрос вчера отказались прокомментировать. Еще 17 приобретает государственная Botas, с которой также идет разбирательство, а судебное совещание намечено на май. Русская компания желает пойти на этот шаг на время разбирательства с Botas.
«Коммерсантъ» пишет, что цена русского газа для частных турецких импортеров ниже, чем для Botas, так как она может поставлять газ на субсидируемый внутренний рынок. В 2016 соглашение «Газпрома» с частниками предполагало возможность пересмотра цены по взаимному согласию, начиная с данного года.
По утверждению собеседника издания, «Газпром» предложил частным импортерам установить временную цену на 2017 г, которая выше цены в 2016-ом. Источник газеты объясняет, что «Газпром» хочет обратиться в суд, т.к. низкая, по мнению компании, цена для частных импортеров в текущем 2017 году не только лишь тянет экономические потери, однако и подрывает его позицию в споре с Botas.
Переговоры по цене были фактически остановлены после национализации крупнейшего частного импортера Akfel, в бизнесе которого косвенно участвует «Газпром». Затем переговоры по цене были фактически остановлены.
К слову, в самом начале января, когда Турцию засыпало снегом, турки просили граждан России увеличить поставки газа, на что получили отрицательный ответ. Впрочем, собеседник «Ъ», близкий к «Газпрому», опровергает идентичную подоплеку, говоря, что подача иска в арбитраж — чисто коммерческий вопрос.
Действия «Газпрома» демонстрируют существенную перемену в газовых отношениях 2-х стран.
На частных импортеров приходится около 10 млрд куб. м. Вероятно монополист боится за будущее проекта «Турецкий поток», либо корректно защитить свои активы в Турции. В данной ситуации «Газпром» пробует корректно защитить свои коммерческие интересы, полагает Мария Белова из Vygon Consulting. Она отмечает, что, если в результате истории с Akfel «Газпром» в следствии этого потеряет часть позиций на внутреннем рынке Турции, повышение цен выглядит логично.