Защита художника Петра Павленского направила в ЕСПЧ жалобу, в которой называет вердикт по делу о поджоге двери ФСБ политическим преследованием и несоблюдением свободы слова, поведала «Ведомостям» юрист Ирина Хрунова.
Она объяснила, что акция «Угроза» была символическим выражением мнения Павленского по политическим задачам, ее целью не было нанесение материального ущерба: художник поджег дверь, которая ассоциируется с репрессиями.
По мнению защиты, приговор, вынесенный активисту Мещанским районным судом столицы, имеет политическую подоплеку, как и все это дело, адресованное на то, чтобы ограничить свободу слова художника.
В тексте документа также подчеркивается, что «национальные суды на все 100% проигнорировали тот факт, что Павленский не пытался сжечь дверь либо строение полностью». Хрунова, впрочем, уже сообщила, что художник использовал «минимальное количество горючего», и сравнила его с Бэнкси. Кроме того, акция была проведена в середине ночи, когда риск для прохожих и работников здания был минимальный. При всем этом юристы в который раз выделили, что сожженная дверь была сделана только в 2008, является копией и никак не может быть объектом культурного наследства. «Таким образом, это был только символически-театральный акт, но не умышленное разрушение либо повреждение национальной собственности», — отмечается в жалобе. Заявитель настаивает, что уголовное дело носит явно политический характер. В жалобе отмечается, что цель преследования художника — ограничить прав на высказывание гражданского и политического мнения в художественной форме. «Мы считаем, что Павленский — художник-акционист. Не был сделан акцент на его личность, а это неправильно», — передала Хрунова.
В ночь с 8 на 9 ноября предыдущего 2015-ого года Павленский подошел к зданию ФСБ и облил входную дверь из канистры, после этого поднес зажигалку и поджег ее. Через пару часов в отношении Павленского было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 214 УК РФ (вандализм). Вначале художника обвиняли в вандализме, потом обвинение было переквалифицировано на повреждение объектов культурного наследства. В распоряжении о привлечении художника в качестве обвиняемого обозначено, что «в помещении, дверь которого поломал Павленский, „в 1930-е годы содержались выдающиеся социальные деятели и деятели науки“». При этом, примечает Хрунова, в вердикте Мещанского суда не встречаются слова «акция» либо «протест».