Председатель правления компании «Роснефть» Игорь Сечин оповестил Владимиру Путини о завершении приватизации части акций нефтяной компании «Роснефть». Вопреки ожиданиям рынка, покупателем выступила не сама «Роснефть», а консорциум иностранных инвесторов в составе суверенного фонда Катара и швейцарского сырьевого трейдера Glencore. Это только на 5% менее рыночной стоимости пакета.
«Докладываю вам о завершении этих переговоров, а еще о завершении рассмотрения изготовленных предложений, и подписания комплексной приватизационной сделки с учетом „Башнефти“». Сечин сказал, что покупателем 19,5% акций «Роснефти» стал консорциум нефтетрейдера Glencore и Катарского суверенного фонда.
Владимир Путин в свою очередь обозначил, что данная сделка — крупнейшая на мировом энергетическом рынке в нынешнем году.
— Эта продажа является крупнейшей среди приватизационных сделок в Российской Федерации. Ее бумаги выросли в цене на 3,17% до 29,3 гонконгского доллара (на 05:17 по московскому времени). Для приватизации акций «Роснефти» частично был привлечен кредит от крупного европейского банка, обозначил Сечин. Возможн, идет речь об итальянском банке й Intesa Sanpaolo, который был назначен агентом по приватизации.
Продажа акций принесёт бюджету страны €10,5 млрд, но, как подчеркнул президент, контрольный пакет останется у государства.
В 2015 Ros-GIP отгрузила 8,1 млн русской нефти стоимостью $2,9 млрд, в 2014-ом - 6,4 млн тонн стоимостью $4,6 млрд (данные о поставках в 2013 г. Forbes неизвестны).
СМИ позитивно пишут о сделке. Сделка стала неожиданностью и «ознаменовала триумф для президента Владимира Путин».
В схожем ключе высказалось и агентство Bloomberg.
Bloomberg отмечает, что на ее фоне санкции ЕС выглядят «весьма потрепанно», а Wall Street Journal подчеркивает, что сделка стала «благом» для Президента Российской Федерации, «чья страна находится под санкциями США и ЕС». Сразу после завершении сделки он провел переговоры с первыми лицами государства, назвав клиента. Кроме того, руководство компании в рамках привлечения потенциальных инвесторов провело коммерческие переговоры с не менее чем 30 компаниями, фондами, профессиональными инвесторами, суверенными фондами и финансовыми институтами. «Россия как правило рассчитывала на КНР в плане вложений денег, китайские и индийские государственные энергетические компании также рассматривались в качестве вероятных клиентов доли „Роснефти“, однако сделка показала, что у Кремля есть иные варианты», -констатирует издание.