Международная компания аудиторов Deloitte провела анализ РЖД по заказу Минэкономразвития и нашла возможность уменьшить расходы. Аудиторы сделали вывод, что компания за счёт оптимизации могла в этом году сэкономить сумму в объеме от 95 млрд до 130 млрд руб.
Исследование проводилось зимой предыдущего года, но в начале осени Deloitte актуализировала расчеты и представила их комитету по стратегии при совете начальников РЖД. «Ведомости» ознакомились с материалами, их подлинность подтвердили федеральный чиновник и человек, близкий к РЖД.
Средний размер скидки по договорам РЖД составляет всего 1,8%. Компания допускает, что не высокая эффективность тендеров может быть следствием «потенциальных сделок с заинтересованностью». В качестве образца аудиторы приводят конкурс на строительство 40 объектов для модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 54 млрд руб., который продлился три недели. По мнению создателей отчета, независимый участник навряд ли мог успеть оценить стоимость работ без доступа к проектной документации, основная часть которой вплоть до этого времени не готова. Сокращение персонала компании на 4 процента (около 35 тыс. человек) помогло бы РЖД сэкономить 25-60 млрд. руб. В компании, указали они, очень раздут управленческий аппарат. Его доля — 35%, тогда как в 2003 г. было 26,5%, констатирует Deloitte.
Инвестпрограмма РЖД на предстоящий год запланирована в размере 436 млрд руб. с учетом лизинга, повествовал в конце октября на встрече с репортерами старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов. Увольнение до 25 000-30 000 ненужных управленцев вкупе с автоматизацией операционных процессов даст возможность сэкономить по меньшей мере 20 млрд руб., говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Кроме того, считают в Deloitte, для сокращения расходов РЖД следует провести ревизию масштабных проектов, включая строительство скоростной автодороги (ВСМ) Москва — Казань и модификацию БАМа и Транссиба. Так, эксперты находят проект ВСМ заведомо убыточным: навряд ли пассажиропоток вырастет практически в 8 раз до 10 млн человек в год.
Deloitte также предлагает отказаться от покупки пассажирских поездов «Ласточка». В докладе сообщается, что озвученная сумма — это экономия без учета реформы конкурсных закупок, эффект от которой аудиторы оценивают в «десятки млрд рублей».
Руководство может рассмотреть инвестпрограмму РЖД на 2017 в конце недели, объявил корреспондентам вице-премьер Аркадий Дворкович.