Еще в середине лета ЦБ предложил механизм санации проблемных банков, подразумевающий создание особого фонда, который будет входить в капитал санируемых кредитных компаний.
Если документ после публичного обсуждения будет принят, то новый механизм санации вступит в силу уже в начале весны предстоящего года. Напомним, на текущий момент, этот долг оценивается уже в 1 триллион рублей, при этом, в совокупности с кредитами Центробанка на выплаты по застрахованным вкладам он превосходит 1,5 триллиона рублей.
«При принятии решения о экономическом оздоровлении Банк Российской Федерации заявляет план финансового оздоровления банка, который наряду с повышением капитализации может предусмотреть контролируемые сроки устранения иных, не связанных с формированием запасов на вероятные потери сложностей банка, вызванных деяниями либо бездействием прошлых собственников и менеджеров», — говорится в документе.
Министр финансов РФ разрабатывает проект закона, предполагающий создание Фонда консолидации банковского сектора и управляющей компании, посредством которых Центробанк сумеет самостоятельно инвестировать в капитал санируемых кредитных организаций для последующей их реализации.
В данный момент их накопилось уже на сумму не менее одного триллиона руб. По состоянию на 1 сентября АСВ приняло участие в предупреждении банкротства 50 банков и передаче активов и обязанностей проблемных банков финансово устойчивым кредитным организациям 6 банков. В этом случае, ЦБ увеличивает контроль за средствами, переводя их не через прослойку в виде АСВ, а непосредственно в санируемый банк.
При всем этом АСВ фактически отстраняется от механизма санации кредитных учреждений. Действующую модель не раз осуждали, обвиняя банки-санаторы в частом применении средств не по назначению.
Теория обсуждалась несколько месяцев и не вызвала энтузиазма ни в АСВ, ни в руководстве (особенно в Минфине, руководитель которого Антон Силуанов является председателем совета начальников АСВ), однако позиции ЦБ числились фактически незыблемыми.
Кроме того, согласившись отказаться от собственной первоначальной идеи прямо курировать санацию, ЦБ потребовал взамен косвенный контроль над процессом оздоровления — через большинство в совете начальников АСВ. Одно занимает генеральный руководитель АСВ (по должности).