Напомним, что инициатива министерства государственной экономики Казахстана подразумевает запрет ввоза на территорию стран пограничного союза игрушек, которые провоцируют детей на «пренебрежительное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей» и вызывают проявление жестокости.
В пример приводится кукла Barbie, которая «одевается» по европейским стандартам, что противоречит мусульманскому миру. Производители, в первую очередь, обратили внимание на новое правило проведения обязательной психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их реализацией. Ведомство убеждено, что на прилавках магазинов должны появиться только те игрушки, которые будут попадать под критерии «психолого-педагогической безопасности». Так под запрет должны попасть товары, которые вызывают у детей агрессию, проявления жестокости, а кроме этого провоцируют насилие и нездоровый интерес к сексуальным проблемам. А так же неуместные для детского возраста игрушки, которые вызывают нездоровый интерес к половой жизни взрослых. Особое внимание также будет уделено аспекту негативного отношения к физическим «особенностям» либо расовым принадлежностям, которые могут быть акцентированы в тех либо иных игрушках.
Добавим, Barbie реализуют с середины прошедшего 100-летия. Создатели куклы подразумевали, что Барби станет для девушек игрушкой, при помощи которой они будут разыгрывать ситуации из взрослой жизни.
До этого производитель куклы Mattel, словно предчувствуя грядущие перемены, проинформировал о выходе игрушек с параметрами «обычных» женщин: чтобы молодые поклонницы куклы научились любить естественную красоту.
В поправках к проекту уполномоченные Ассоциации привели в пример пользующуюся популярностью западную куклу Barbie.
Между тем, британский производитель, прекративший 10 лет назад выпускать кукол Синди — основных конкуренток Барби, объявил о восстановлении производства. В предыдущем 2015 г прибыль Mattel составила $5,7 млрд (минус 5,3% 2014).
Поставщиков и продавцов игрушек, которые входят в АИДТ, больше всего тревожат экономические последствия введения новшеств.
Производители уже выразили сомнения, что экспертиза увеличит себестоимость производства приблизительно на 50%и, и детские товары станут наименее доступными. Сам факт введения проверки увеличит цены на 20% а затраты на экспертизу — еще на 30%. Таким образом, низко ценовой сектор продукта автоматом перейдёт в высокий, в итоге многие игрушки окажутся просто недоступными для клиента.
Председатель коллегии юристов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго считает, что отсутствие утвержденных документов, регламентирующих порядок и методику проведения экспертизы, вполне может стать первопричиной появления неоднозначных оценок и роста числа судебных конфликтов. О принятии во внимание религиозных принципов при проверке игрушек проинформировала газета «Известия». При этом, прибавила специалист, кукла Barbie может с легкостью проверку пройти. Согласно идее создателей, игрушки должны поступать в реализацию «при соответствии критериям психолого-педагогической безопасности».
«Любой родитель на уровне здравого смысла может определить, нужна его ребенку та либо другая игрушка, либо нет», — заключила Цицулина.В Минпромторге не прокомментировали ситуацию, отметив, что рассмотрение инициативы продолжается. В Роспотребнадзоре и Минобрнауки от комментариев воздержались.
По требованию ассоциации рассмотрение поправок продлено до середины ноября.