Астрофизики в первый раз наблюдали сжимающегося белого карлика

Стало известно о том, что русские ученые первыми в мире стали очевидцами сжатия белых карликов.

Русские и итальянские астрофизики под управлением Попова смогли получить первые подтверждения того, что подобное сжатие действительно происходит, следя за таинственной двойной звездой HD 49798 в созвездии Кормы, удаленной от нас приблизительно на 2100 световых лет. Это мы пояснили, хотя, вполне возможно, это и не столь актуально для астрофизики в целом. Данная двойная система довольно нестандартна, она состоит из горячего белого субкарлика спектрального класса O (разогретого так безумно, что его цвет может показаться на первый взгляд нам голубым), вращающегося вокруг пульсара с периодом около 1,55 дня, и рентгеновского пульсара с периодом 13,2 секунды, который медленно перетягивает на себя вещество субкарлика. Подтверждения данной теории до сих пор не было, так как большинство известных белых карликов значительно старше млн. лет, и астрономы не располагали размерами их диаметра, нужными для того, чтобы увидеть процесс сжатия. Ежели это белый карлик, то тогда ученые имеют дело с самым быстрым вращением подобного объекта среди известных астрономам. Как ранее сообщало ИА REGNUM, учёные открыли звезду, которая пережила два взрыва сверхновых. Он вращается рекордно быстро, совершая оборот вокруг собственной оси за 13 секунд, что и стало предпосылкой ошибки ученых.

Этот объект на протяжении последних 20 лет ускоряется. Это крайне трудно пояснить в контексте и той, и другой версии природы данной звезды, что еще больше загнало астрономов в тупик.

И у того, и у другого процесса есть одна общая черта — объем звезды резко уменьшается, а ее плотность резко растет. Руководствуясь этой мыслью, Попов и его команда просчитали то, как должен сжиматься белый карлик похожих размеров и возраста, и сравнили компьютерную модель с настоящими данными.

Попов и его коллеги посоветовали разгадку данного феномена: растущую скорость вращения просто пояснить тем, что белый карлик сжимается.

«Есть и 2-ой смысл открытия».

«Уникальность системы, которую мы наблюдали, в том, что белый карлик как словно подсветили благодаря отдаче вещества с соседней звезды. В остальных подобных системах аккреция намного мощнее: уже она определяет, как белый карлик крутится, почему заметить „красоту сжатия“ невозможно», — сообщил Сергей Попов, слова которого приводит pr-служба МГУ.