Российские ученые создадут искусственный нос на основе грибов

Сделать такой аппарат планируется при помощи мицелий (грибницы) гриба шиитаке — Lentinula edodes, говорится в статье в журнале Sensors And Actuators B-Chemical. Создав датчики на платформе пленок из разных мицелиев грибов можно будет судить о создании полноценного «искусственного носа». Ученые обнаружили, что грибница Lentinula edodes, либо гриба шиитаке, может реагировать на микроскопические примеси формальдегида и аммиака в окружающем воздухе.

Ученые Института радиотехники и электроники имени Котельникова и Института биохимии и физиологии растений и микробов РАН собираются сделать «искусственный нос», в качестве сенсоров которого будет использоваться мицелий гриба Lentinula edodes, широко известного под названием «шиитаке» из китайской кулинарии.

Уникальные свойства пленки мицелии были найдены относительно недавно в процессе общих с микробиологами проектов. Как только содержание аммиака либо формальдегида в окружающей среде повысится, мембрана здесь же среагирует на это уменьшением, а для этого потребуется всего 0,2% нарушения состава, и электрический импульс прервётся, что вызовет звуковой знак.

Отмечается, что механизм работы искусственного носа в основе пленки из мицелия заключается в следующем: при повышении содержания газа в воздухе химический состав мицелия изменяется, следом меняется его упругость либо электропроводность. Ежели эту пленку поместить на акустический индикатор, он зафиксирует это изменение. «Искусственный нос» может «учуять» изменение концентрации рискованных газов на доли процента и предупредить об опасности, передает РИА Новости.

Основная проблема сенсоров, которую необходимо решить, это избирательная реакция на газы. Поэтому определить конкретный газ будет сложно. «Нам необходимо сделать такую чувствительную пленку на основе мицелия, которая будет реагировать только на нужный нам газ».

Нынешние электронные анализаторы газа в своей работе основываются на физическом принципе действия, когда пары тестируются материалами.