Генетики выдумали, как отключить редактор ДНК

Генетики открыли так называемую защиту корректирования ДНК и изобрели способ, разрешающий отключить геномный редактор, который получил название CRISPR/Cas9. За эти годы редактор ДНК CRISPR/Cas9 усовершенствовался настолько, что способен менять геном с точность фактически до 100%. «Мы также хотим понять, как этот белок блокирует работу Cas9 и отыскать не менее интересные версии ингибитора», — объявил Бенджамин Раух (Benjamin Rauch) из университета Калифорнии в Сан-Франциско (США).

Информацией исследователи поделились в журнале Cell, напомнив сначала предысторию, согласно которой, геномный редактор под нелегким названием CRISPR/Cas9 был открыт учеными в текущем году. Основным изобретателем CRISPR/Cas9 считается природа, так как внушительное количество лет назад он развивался внутри бактерий и применялся в виде защиты от ретровирусов. Этот редактор ДНК состоит из 2-х компонентов — это CRISPR, являющийся так называемой библиотекой, которая содержит модели генетического кода вирусов и Cas9 — поисковой системы, занимающейся обнаружением одинаковых последовательностей и удаляющей их при нахождении.

Канадские ученые установили, что в процессе эволюции вирусы дали адекватный «ответ» CRISPR/Cas9 и разработали собственный набор, в который входят три белка AcrllA. Они могут «зацепиться» за части белка и ликвидировать его прежде, чем тот устранит вирусные ДНК из генома.

Учёным также удалось сделать подобие этих белков, способных останавливать изменения Cas9. В данном им помогло исследование микробов, содержащих Cas9 и вирусный ДНК. Если этого не происходит, значит вирусная ДНК содержит внутри себя некие аналоги AcrIIA, которые мешают работе Cas9.

Для поисков таковых бактерий не нужно следить за ними в пробирках и проводить опыты — довольно сравнить их виртуальную ДНК на компьютере с геномами вирусов, и выделить те штаммы бактерий, которые содержали внутри себя и вирус, и Cas9.

Используя методы биоинформатики, ученые изучили около 300 штаммов листерии, бактерии виновной во многих болезнях пищевого происхождения. Геномы всех этих бацилл содержали внутри себя 4 разнообразных версии AcrIIA, две из которых — AcrIIA2 и AcrIIA4 — оказались способными перекрыть те модификации Cas9, которые сегодня ученые используют для проведения генетических опытов в лабораториях.