Ученые в первый раз обратили вспять процесс старения стволовых клеток

Американские ученые выявили новый способ борьбы со старостью, передает ИА Дейта. Вернув их гены в эмбриональное состояние, профессионалы продлили жизнь грызунов на 30%. О результатах своего исследования ученые сказали в журнале Development. При всем этом в них не появляются мутации, которые являются побочным действием иных методов перепрограммирования.

За «бессмертие» стволовых клеток отвечают гены Oct4, Sox2, Klf4 и cMyc, открытые нобелевским лауреатом Синьей Яманака.

Как поведали генетики, старение сопровождается многочисленными изменениями в стволовых клетках. Клетки не поспевали превратиться в стволовые, однако могли обновиться. Кроме того, появление в теле делящихся плюрипотентных клеток увеличивает риск возникновения опухолей. Пересадка iPSC напрямую в организм чревата быстрым развитием раковых опухолей и смертью.

В исследовании использовали мышей с прогерией — особым генетическим заболеванием, которое приводит к преждевременному старению. Поэтому такие клетки носят неофициальное название «клетки Яманако».

Ученые приняли решение выяснить, можно ли омолодить клетки не в культурах, а в живых организмах. А вот те грызуны, которым доксициклин предоставляли по циклично, с большими перерывами, напротив, выглядели значительно лучше собратьев. Благодаря этому клетки кожи не превратились в стволовые, оставшись клетками кожи, однако омолодились, очистившись от накопившейся с годами разрушенной ДНК и восстановив свою структуру. Например, генетикам в первый раз удалось омолодить старых мышей с помощью особой генной терапии.