Жизнь в космосе бесповоротно ослабляет мускулы спины — Ученые

Присутствие в космосе на протяжении не менее чем месяца вызывает необратимые изменения и дегенерацию мускулов спины, которые не теряются после возвращения на Землю, утверждают астромедики в статье, опубликованной в журнале Spine.

«Эти открытия идут вразрез с текущими научными представлениями о воздействии микрогравитации на опухоли позвоночного диска», — говорит доктор медицинских наук Дуглас Чанг.

Он обозначил, что теперь ученым предстоит провести ряд дополнительных исследований. Профессионалы изучили состояние здоровья шести астронавтов, пробывших на МКС от 4 до 6 месяцев.

Ученые узнали, что происходит с позвоночником в условиях микрогравитации. Кроме того, часто рост астронавтов довольно заметно изменяется в космосе и после приземления на планету — в среднем, они «вырастали» на 5 сантиметров. На данный момент ученые пробуют понять связано ли их разбухание в космосе с феноменом увеличения роста астронавтов и с повышением риска развития грыжи позвоночника.

Авторы статьи предположили, что все эти феномены связаны между собой, и проверили, так ли это. При помощи магнитно-резонансной томографии ученые обследовали спины пациентов и сделали вывод, что из-за космических полетов у них уменьшилось количество мышц, крепящихся к позвонку.

Как оказалось, в космосе у всех астронавтов случилось существенное уменьшение массы околопозвоночных мускулов — мышц, которые прикрепляются к позвонкам. Их масса сократилась на 15%.

Ученые считают, что таковых последствий реально избежать, если создать специальный комплекс упражнений для спины в условиях космоса. Например, может подойти йога, но ее эффективность в космосе еще не подтверждена.