Ученые отыскали «блуждающую» черную дыру массой 10 тыс. Солнц

По характеристикам она отличается от «обычной» черной дыры собственной «сверхмассивностью», которую удалось отыскать благодаря рентгеновским снимкам, полученным с помощью телескопа «Чандра» и XMM-Newton. Статья принята к публикации в The Astrophysical Journal.

Темная дыра — это особенная область в пространстве и времени, в которой силы гравитации настолько велики, что их не в состоянии пересилить даже объекты, которые двигаются со скоростью света, в том числе и сам свет, передает Astrophysical Journal.

«Обычные» черные дыры, в отличие от их сверхмассивных кузин в центрах далеких галактик, крайне трудно находить и изучать из-за их спокойного нрава.

Как правило, черные дыры располагаются в центре галактик, а их присутствие выясняется благодаря фиксации искривления излучения звезд и периодическим вспышкам радиоизлучения, создаваемых при поглощении материи.

Астрономы выдвинули гипотезу, согласно которой данная темная дыра также была центром галактики, но из-за столкновения с коллегой была отброшена, а все звезды оказались отброшены на существенное расстояние либо поглощены. Она располагается в созвездии Волопаса, удаленного от нас 4,5 млрд световых лет. Один из них представляет собой сверхмассивную черную дыру массой в несколько млн. Солнц в ее центре, а 2-ой, источник XJ1417+52 — не менее компактный объект.

Ученые считают, что данная красочная точка в галактике GJ1417+52 представляет собой «среднюю» чёрную дыру массой в 10 тыс. Солнц, которая на текущий момент «блуждает» по окраинам этого звёздного образования.

Предпосылкой яркого излучения ученые считают падение материи от звезды, которая оказалась в непосредственной близости от черной дыры и была разорвана ею. Потом дыра поглощала большие количества материи, испуская мощнейшие пучки рентгеновского излучения. По окончанию «обеда» яркость данного объекта снизилась в 14 раз, и в настоящее время его нельзя увидеть в телескопы. Профессионалы считают, что дыра XJ1417+52 могла появиться внутри миниатюрной галактики, после этого она угодила в GJ1417+52. Приобретенные до этого фотографии с телескопа Hubble демонстрируют, что галактика GJ1417+52 не так давно столкнулась с небольшой миниатюрной галактикой и поглотила ее останки.

Перемещающаяся темная дыра, как считают ученые, уже разорвала одну обыденную звезду.