Эволюция сделала людей склонным к насилию

Насилие развивалось в Homo sapiens на генетическом уровне на протяжении десятков тыс. лет — в процессе эволюции.

Группа исследователей под управлением Маркоса Мендеса при помощи математического метода проверила несколько теорий чрезвычайного уровня внутривидовой агрессии, присущего роду homo. Статья об этом размещена в журнале Nature.

Согласно устаревшей теории, создателем которой является французский ученый Жан-Жак Руссо, людей сделала агрессивными цивилизация, в частности, такое представление, как личная собственность. Томас Гоббс, например, считал, жестокость заложена в саму природу людей.

О том, что люди не менее склонны к убийствам себе похожих, чем большинство иных млекопитающих, ученые думали давно.

Испанские ученые рассмотрели данные о смертности разнообразных животных и доисторических людей. Ученые попытались определить, сколько процентов погибших заблаговременно особей были убиты своими же собратьями, а потом сравнили этот показатель для родственных и неродственных видов.

Выяснилось, что человек разумный в шесть раз более жесток, чем уполномоченные иных видов млекопитающих. Как правило, в итоге агрессии внутри вида погибает только 1 животное из 300, другими словами 0,3%. С другой стороны, этот показатель значительно выше для старинных людей — 2% (в шесть раз выше «нормы»), всех человекообразных обезьян — 1,8% и 2,3% - для предка всех обезьян, и он постепенно падает по мере движения вниз по древу эволюции в сторону общего предка млекопитающих. Таким образом, можно сделать вывод, что насилие у человека в генах.

Исторические данные свидетельствуют, что у наших далеких предков происходила адаптация в огромных группах. Некоторые ученые считали, что всему виной — цивилизация, сделавшая людей агрессивными, остальные же объясняли агрессивность эволюционными факторами. Более сильные и враждебные завоевывали и обороняли свои территории, выгоняя миролюбивых.

Интересным фактом оказалось то, что в процессе стального века и поздней античности, другими словами когда начала возникать цивилизация, уровень насилия не упал, а повысился. Позже уровень насилий среди людей возрос до 30%.